Развитие органов зрения у новорожденных — этапы формирование зрения у детей

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами — глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого.

Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая.

Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного — набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии — около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму.

В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения.

На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой — чуть в сторону, нет.

Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения.

Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами.

Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере.

После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения.

Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см.

К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз.

Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.

Цветовое восприятие формируется постепенно — сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий — постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства.

Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) — постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.

Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги.

Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века).

Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.

Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз — форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.

В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша.

Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию.

Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.

Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички.

Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу.

Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.

Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год.

После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка, если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках, реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.
  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой, которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.
  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице, на другие достаточно удаленные предметы.
Читайте также:  Скотома - что это, причины и лечение

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша.

Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал.

Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.

Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

В первое время лучше использовать игрушки звучащие, к 3 месяцам можно будет перейти на игрушки беззвучные. Первые погремушки не должны содержать слишком много элементов всех цветов радуги.

В центре лучше располагать элементы красного и желтого цвета, а синие и зеленые — отодвигать максимально по сторонам, их малыш научится различать значительно позже.

Размер одного элемента, который глазки младенца способны различить более-менее внятно, не должен превышать 5-6 сантиметров.

Игрушки должны быть безопасными, поскольку начиная с 4-5 месяцев малыш должен брать их в руки, чтобы составить в головном мозге устойчивые связи между тактильными ощущениями и формой и цветом предметов, которые видят глазами.

Как только малыш научится ползать и сидеть, нужно дать ему свободу перемещения. Стереоскопическое зрение будет развиваться более быстро, если карапуз сможет беспрепятственно постигать окружающее его пространство.

При это обязательно нужно предпринять все меры безопасности, чтобы кроха не травмировался.

Прогулки важны не только потому, что ребенок на улице дышит свежим воздухом, но и потому, что солнечный свет очень полезен для формирования и развития глазных яблок и других структур органов зрения.

С первых дней жизни ребенка важно следить за тем, чтобы он не травмировал свои глазки. Ногти новорожденных и грудничков очень острые даже при незначительном отрастании, а потому маме нужно каждый день следить за тем, чтобы они не царапались.

Детям постарше нельзя давать для игры острые и мелкие предметы, которыми они могут повредить органы зрения. Малыша нужно научить не тереть глаза, не трогать их грязными ручками.

Ребенок не должен находиться в задымленном и запыленном помещении, поскольку дым и пыль негативно влияют не только на органы дыхания, но и на органы зрения.

Если глазки загноились, воспалились, ни в коем случае не надо самостоятельно лечить их — закапывать грудное молоко или слюну. Именно с таких действий начинаются серьезные бактериальные осложнения, которые нередко приводят к частичной потере зрения.

Во всех случаях покраснения или отечности глаз нужно незамедлительно показать младенца врачу.

Ребенку до года совершенно нет никакого дела до того, что происходит в телевизоре или в компьютере. А потому давать ему гаджеты или включать мультфильмы нет никакого смысла. Кроме нагрузки на органы зрения, мультики в этом возрасте ничего не принесут.

Осторожнее родителям малышей до года следует играть с ребенком в песочнице и с мыльными пузырями. Именно такие игры чаще всего становятся причиной воспалительных процессов в органах зрения, вызванных механическим раздражением или химическим ожогом.

Нередко воспаления влияют на снижение остроты зрения.

Это видео — незаменимый помощник для развития зрения у грудничков.

Все о зрении у новорождённых: этапы развития по месяцам

Зрение у новорождённых во многом отличается от обычной способности видеть окружающий мир взрослыми.

Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода. После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру.

Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

Особенности зрения у новорождённых

Зрение грудного ребёнка имеет существенные отличия от зрительного восприятия взрослого человека. Такое состояние является для младенцев нормальным и связывается с особенностями строения основных глазных структур.

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

Важная особенность младенческого возраста – отсутствие слёз. Эта жидкость не вырабатывается организмом в первый месяц жизни.

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Первые дни жизни

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Специалисты утверждают – на начальном этапе жизни младенец воспринимает мир в чёрно-белых тонах, а все окружающие объекты видятся новорождённому в виде нечётких пятен.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

Первый месяц

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

2–3-й месяцы

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

От 3 месяцев до года

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

Читайте также:  Как привыкнуть к очкам - новым, астигматическим

Этапы развития зрительного восприятия недоношенного ребёнка

У детей, рождённых раньше положенного срока, нередко наблюдается более позднее формирование зрительного аппарата. Этапы развития зрения по месяцам выглядят следующим образом:

  • фиксация взгляда на крупных объектах – в 3–4 месяца;
  • узнавание лица мамы – с 4 месяцев;
  • различие цветов – с 5-месячного возраста.

Более чёткое видение окружающих предметов у недоношенных деток формируется к 2 годам. К этому же возрасту малыши приобретают способность узнавать различные цвета. В 3–4 года у преждевременно рождённого ребёнка появляется бинокулярное зрение (способность полноценно видеть обоими глазами).

В 2 года острота зрения недоношенного малыша часто не превышает 50%. При отсутствии офтальмологических заболеваний она становится 100% к 4–5 годам.

Вероятные проблемы с глазами

Возможные причины проблем со зрением могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью к глазным болезням, инфицированием плода во время пребывания в утробе, воздействием на него радиации, агрессивных химических соединений. Патологии зрительной системы нередко наблюдаются у новорождённых детей, чья мама злоупотребляла при беременности алкоголем, никотином, наркотиками, проходила лечебный курс с запрещёнными лекарственными препаратами.

К возникновению проблем с глазами также способны приводить иммунодефицитные состояния, бактериальные инфекции, поражающие детский организм на первом году жизни.

В грудничковом возрасте встречаются следующие виды нарушений:

  • Косоглазие.
  • Врождённая форма миопии.
  • Дальнозоркость.
  • Нистагм.
  • Глаукома.
  • Птоз.

Косоглазие

Косоглазие (страбизм) может иметь врождённый или приобретённый характер. При наличии данной патологии нормальное положение глазных яблок меняется. Подобное явление связывают с ослабленными глазодвигательными мышцами, неспособными выполнять функцию фиксаторов.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Врождённая миопия

При наличии врождённой миопии (близорукости) ребёнок рождается с глазными яблоками, имеющими удлинённую форму. В результате имеющегося нарушения изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней.

Близорукие малыши также отстают в развитии от здоровых ровесников – проблематично фиксируют взгляд на предметах, не всегда узнают родителей, могут пугаться частей собственного тела. Современная офтальмология владеет средствами устранения младенческой миопии и в случае её своевременного обнаружения позволяет эффективно пролечить кроху, избавив от проблем в будущем.

Дальнозоркость

Если физиологическая дальнозоркость не исчезает к 6–7 месяцам, её начинают рассматривать как патологическую. При таком заболевании младенец хорошо видит вдали, но не способен ориентироваться в предметах, расположенных в непосредственной близости от него.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Нистагм

Отклонение проявляется в непроизвольном движении глазных яблок, возникающем при отсутствии провоцирующих факторов. Данное нарушение возникает в случае недоразвития глазодвигательной мускулатуры, удерживающей глаз в правильном положении. Патология провоцирует трудности с фиксацией взгляда, сосредоточением на каких-либо объектах.

Физиологический нистагм имеет место на протяжении первых 10 дней жизни крохи. Если по истечении данного периода явление сохраняется, стоит показать малыша специалисту.

Глаукома

При глаукоме повышается внутриглазное давление, последствиями чего становятся дегенеративные и дистрофические процессы в глазных тканях, ухудшение зрения. На присутствие этого заболевания указывают:

  • помутнение роговицы;
  • аномальная реакция зрачка;
  • слезотечение при ярком свете;
  • отсутствие нормальной фиксации взгляда.

Развитие органов зрения у новорожденных - этапы формирование зрения у детей

Птоз

Нарушение, представляющее собой опущение верхнего века, чаще развивается у недоношенных младенцев. Патология препятствует полноценному обзору, затрудняет отхождение слёзного секрета.

В большинстве случаев глаз с опущенным веком развивается медленнее, острота зрения на нём часто понижается, в уголке скапливаются отложения жира и белка. Для лечения тяжёлых форм птоза применяются хирургические методы, состоящие в уменьшении объёма века, его подрезании и подтяжке внутриглазной мускулатуры.

Наиболее тяжёлым нарушением становится слепота, способная иметь односторонний или двусторонний характер. Иногда восстановить зрительную функцию удаётся благодаря своевременному проведению качественной операции.

Как проверить зрение малыша дома

Чтобы выяснить, насколько развито зрительное восприятие у малыша, можно провести несложное исследование в домашних условиях. При этом необходимо учесть, что полученные результаты не станут на 100% достоверными – составить точную картину о состоянии глаз ребёнка способен только детский офтальмолог.

Для проверки зрения под рукой необходимо иметь:

  • большую карточку, на которой изображён крупный предмет (квадрат, круг и т. д.);
  • игрушку, которую больше всего любит младенец (погремушку).

В комнате должен присутствовать источник света, который не будет отбрасывать тени.

Удерживая в правой руке карточку, её помещают на расстоянии 40–60 см от глаз ребёнка. После того как малыш полностью сосредоточится на изображении, его начинают медленно двигать в различные стороны. Когда зрение малыша пребывает в норме, он следит за перемещением картинки. Если после нескольких попыток ребёнку не удаётся отследить движение объекта, могут иметь место зрительные нарушения.

Игрушку располагают напротив малыша. Прикрыв один глаз ребёнка, погремушку медленно убирают из поля зрения, наблюдая за детской реакцией. Если после того как игрушка исчезнет, младенец никак не реагирует, подобное говорит о возможной патологии в одном из органов зрения.

При наличии любых явлений, способных указывать на имеющиеся нарушения в области глаз, рекомендуется показать новорождённого специалисту.

В каких случаях обратиться к офтальмологу

Родители должны принимать во внимание, что детский зрительный аппарат обладает повышенной чувствительностью к воздействию различных факторов и требует постоянного наблюдения. Обращаться за медицинской консультацией следует при обнаружении у грудного ребёнка:

  • гнойного отделяемого из органов зрения;
  • покраснений, обильного слезотечения;
  • опухания век;
  • закисания глаз после ночного сна;
  • отсутствия в зрачках реакции на свет, наличия у них неодинаковой величины.

Отправиться к врачу стоит, если 2–3-месячный кроха не следит за движением предметов, не способен задерживать взгляд в определённой точке. В медицинском обследовании нуждаются дети с неестественно выпуклыми глазами, получившие травмы в области органов зрения.

Если после диагностики врач назначит маленькому пациенту корректирующую оптику в виде очков, носить её можно будет не ранее 9-месячного возраста.

Чтобы предотвратить возникновение проблем со зрением, с первых дней жизни малыша необходимо регулярно осуществлять гигиену глаз, защищать их от возможного травмирования, попадания мелких инородных предметов. До достижения ребёнком одного года не рекомендуется допускать его нахождения перед монитором компьютера, экраном телевизора.

Развитие зрительных функций у детей

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни.

В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.
Читайте также:  Очки Adlens с регулируемыми диоптриями, отзывы врачей

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Зрение у новорожденных детей: когда устанавливается

Рождение ребенка всегда приносит огромную радость. Появившийся на свет кроха не может не умилять сердца окружающих. Вглядываясь в родное личико, родители начинают узнавать знакомые черты, сигнализировать о своем присутствии, знакомиться с новым человечком.

Однако малышу необходимо время чтобы привыкнуть к новым условиям. Пробыв в полумраке 9 месяцев, он старается прикрыть глазки на свету.

Это состояние постепенно проходит, и малютка начинает спокойно реагировать на окружающую обстановку, смотря на мир широко раскрывая глазки. Зрение у новорожденных детей имеет ряд особенностей. Они видят расплывчато, не задерживаясь долго на каком-либо предмете. Особенно, если он находится ближе или дальше чем 25 см от их глаз. Особое внимание привлекают большие объекты и человеческое лицо.

Из-за особенностей анатомического строения глазного аппарата малыши различают в основном только черно-белые цвета.

Способность распознавать оттенки появляется только к 2-3 месяцам жизни. Слабость мышечного аппарата может приводить к небольшому косоглазию, однако, по мере того как у новорожденных происходит развитие органов зрения, этот симптом проходит сам по себе.

Зрение у грудничков окончательно формируется и становится как у взрослых только к 7 годам жизни, а до этого момента предшествует период развития и становления всех систем глазного аппарата.

Самые важные и стремительные процессы происходят в первый год жизни.

  • Зрение у новорожденных в 1 месяц отличается отсутствием способности использовать оба глаза одновременно. Зрачки могут быть направлены в разные стороны. Также пока еще не развита способность фиксировать взгляд на предметах. Все видится расплывчато. Цветовые гаммы неразличимы.
  • На 8 неделе зрение фокусируется, дети учатся следить за движением предмета. Благодаря развитию центральной части сетчатой оболочки глаза появляется способность различать красный и желтый оттенки. По мере развития нервной и мышечной систем, глаза начинают двигаться одновременно. Можно давать рассматривать фотографии, картинки.
  • На 12 неделе процессы слежения за предметом постепенно активизируются, давая возможность непродолжительное время следить за окружающими объектами.
  • На 16 неделе появляется ощущение глубины, развивается пространственное видение, появляется способность определять расстояние до объекта, его размер и форму. Малыш с легкостью может дотянуться до игрушки и схватить ее.
  • На 20 неделе у детей происходит осознание постоянства предметов. Они начинают понимать, что если что-то спрятано, то это не значит, что предмета больше не существует. Уже можно играть в прятки.
  • На 24 неделе появляется восприятие зеленого и синего оттенков. Малыш легко различает форму объектов, людей, расстояние до предметов.
  • На 32 неделе восприятие ребенка характеризуется практически такой же глубиной и остротой, как и взрослых. Происходит активация восприятия различных цветов.

В 1 годик восприятие окружающего мира позволяет детям активно участвовать во всех его процессах. Они легко различают форму, цвет, расстояние до предмета, могут отследить его перемещение. Появляются свои предпочтения в игрушках.

Данные периоды не являются строгим критерием развития зрения у детей. В течение первого года возможны небольшие корректировки в ту или иную сторону.

Это может зависеть от индивидуальных особенностей, наследственности, а также возможных патологических явлений.

Малыши, рожденные ранее 37 недель, считаются недоношенными. Они автоматически попадают в зону риска по возникновению опасных глазных заболеваний, которые могут привести к слепоте.

Наиболее часто встречается такая патология как ретинопатия, когда поражаются сосуды глаз, приводящие к ухудшению питания сетчатки, поражению зрительного нерва.

Также возможно появление повышенного внутриглазного давления, близорукости и других опасных патологий.

Следует также отметить, что формирование зрительного аппарата у таких детишек зачастую происходит с опозданием. Ввиду недоразвитости глазных тканей им сложно приспосабливаться к окружающей среде. Поэтому после рождения ребенка помещают в специальный инкубатор, где создаются благоприятные условия для формирования организма.

Для того чтобы не пропустить зарождающийся патологический процесс зрение детей необходимо обследовать у специалиста. Даже если все благополучно, консультация врача не будет лишней. Ведь на ранней стадии заболевания лечатся намного легче и эффективнее.

Существует ряд признаков, по которым определяется качество восприятия у недавно родившихся.

К ним относится:

  • Проверка реакции зрачков на свет. Если они сужаются, то слепоты нет.
  • Закрытие век при быстром приближении предмета к лицу также свидетельствует об отсутствии слепоты. Правда, такой рефлекс можно проверить только через 8-12 недель жизни.
  • Активная реакция на появление матери в поле зрения также свидетельствует о хорошем зрении.
  • Необходимо наблюдать, фиксирует ли малютка взгляд на предметах, следит ли за ними. Это можно проверить лишь через 8 недель после рождения.
  • Проверяется подвижность глазных яблок. Могут ли они одновременно перемещаться в разных направлениях. Это также можно проверить через 8 недель жизни.
  • В годик врач уже может проверить рефракцию глаз, то есть способность правильного отражения увиденного на сетчатке глаза. Перед этим малышу закапывают раствор, расширяющий зрачки. Состояние век оценивается с помощью ретиноскопа. Следует отметить, что норма зрения, равная единице, устанавливается только к 6-7 годам.

Первое обследование проводят в роддоме, затем через 3 месяца, 6 месяцев и в год. При выявлении каких-либо нарушений, ребенка, как правило, ставят на контроль, назначают индивидуальный график обследования и соответствующее лечение.

Существуют подозрительные симптомы, при которых обращение к врачу не терпит промедления.

К ним относится:

  • Вялая реакция на движения предметов.
  • Отсутствие фиксации взгляда.
  • Стойкое косоглазие.
  • Покраснение внутреннего угла век, наличие гнойного отделяемого.
  • Разная величина зрачков.
  • Опущение века.

Эти явления не всегда бывают признаками тяжелого заболевания. Однако для того чтобы выяснить причину и предотвратить дальнейшее прогрессирование состояния необходима своевременная помощь специалистов.

Зрение у младенцев имеет свои особенности, которые необходимо знать и понимать. По мере формирования и укрепления глазного аппарата малышей, им следует помогать развивать свои способности с помощью игр, правильного поведения. Это особенно важно, если малютка родился раньше срока.

Помимо этого нужно следить за рационом питания, обогащая пищу всеми полезными веществами, необходимыми не только для век, но и всего организма. Регулярные профилактические медицинские осмотры, а также бдительность родителей значительно снижают риски возникновения проблем с глазами.

Материалы, размещённые на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остаётся исключительной прерогативой вашего лечащего врача.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector